LEFT SIDEBAR PAGE
ОКУДЖАВА Творчеству Окуджавы, в отличие от стихов Высоцкого и Галича, не пришлось после ухода поэта годами ждать официального признания, без которого невозможно и полноценное изучение. Первые научные конференции, посвящённые ему, состоялись уже в 1999-м, в год семидесятипятилетия со дня рождения, когда Россия жила без Окуджавы всего два года. В юбилейные майские дни на кафедре истории русской литературы ХХ века МГУ прошли Научные чтения, по итогам которых вскоре вышел небольшой сборник90. Открывается он краткой статьёй В. А. Зайцева «Художественный мир поэзии Булата Окуджавы», в которой намечены некоторые важнейшие для поэта темы и образы (родина, дорога, надежда.). Как бы в развитие этой линии вслед за работой В. А. Зайцева в сборнике помещено сообщение И. М. Дубровиной «Вечные темы искусства в лирике ХХ века и поэзия Булата Окуджавы»: здесь затронуты мотивы жизни и смерти. Работа интересна, в частности, сопоставлением стихов Окуджавы и Бродского («Август», «Сретенье»), но жаль, что автор ограничивает «окуджавский» материал одной журнальной подборкой (Юность. 1986. № 1): всё-таки «вечные темы» предполагают более широкий контекст творчества художника. Выбор материала мотивируется здесь тем, что «собственная поверка души (поэта - А. К.) искренне, откровенно и остро была представлена читателю уже в самом начале 1986 года» (то есть в начале Перестройки; с. 8). Но неужели до этого поэт кривил душой? По отношению к Окуджаве получается некоторая двусмысленность. И вообще, всегда лучше, если содержание исследования шире его названия, а не наоборот. Звукоархивист Л. А. Шилов, много лет занимавшийся аудиозаписями русских поэтов и убеждённый в том, что такие записи являются «важнейшим текстологическим источником», выступил в сборнике с мемуарным очерком «Из истории звукозаписей Булата Окуджавы». Он поведал о долгой, растянувшейся на полтора десятилетия (от начала 60-х до середины 70-х) истории выпуска первой советской грампластинки с авторскими записями песен поэта.