LEFT SIDEBAR PAGE
Уже в 1991 году вышла статья Ю. А. Андреева, посвящённая феномену авторской песни. Автор - ленинградский филолог, активный участник песенного движения 60-х годов, ведущий концертов в знаменитом в ту пору клубе «Восток». Восприятие явления в его версии изначально не лишено некоторой двойственности: мысль автора колеблется между определениями «авторская» и «самодеятельная» (эти колебания видны и в соотношении заглавия и подзаголовка книги). За каждым из них Ю. А. Андреев признаёт правоту и полагает, что привычное по аббревиатуре КСП слово «самодеятельная» (за которым стоит любительское, «незаорганизованное» начало) ещё не скоро уйдёт из обихода. Ныне, с высоты двух прошедших с той поры десятилетий, видно, что определение «авторская» всё же утвердилось как основное. Ценность книги заключается, во-первых, в том, что в ней предложено видеть генезис явления не только в контексте нашей культуры эпохи Оттепели и «застоя», но в широком (географически) и глубоком (хронологически) европейском и даже мировом культурном опыте. Поющие поэты были и есть на всём земном шаре. Конечно, можно спорить о том, в какой степени «Слово о полку Игореве» предвосхищает современную авторскую песню, но ощущать её как часть большого историко-культурного процесса, конечно, необходимо. Диалектически подходит автор книги к проблеме соотношения «фольклорности» авторской песни - с одной стороны, видя в ней родовые признаки народного искусства («шлифовка и обкатка песен подобно камушкам в морском прибое»), а с другой, учитывая то, что изначально «шлифовка и обкатка» происходит всё же в индивидуальном творческом сознании автора, потом уже переходя в сознание народное (корректируется, применительно к двадцатому веку, и само это изменившееся понятие). Ещё одно существенное соображение автора книги: принципиальное отличие авторской песни от смежных явлений искусства (например, от песни эстрадной) заключается в том, что барды «создают именно песню, а не её элементы. Создание песни - это волшебная реакция создания принципиально нового эстетического качества» (с. 65).
рабочая виза в сша