LEFT SIDEBAR PAGE
Феномен изображения жизни в музыкальных произведениях И в феномене изображения жизни заключается огромная воспитательная сила каждого из искусств, где специфическими средствами нейтрализуется беспорядочность эмпирически существующей действительности.Существует и целенаправляющая область в приобщении учащихся к искусству: от ценностных художественных ориентации, сопровождающих этот процесс, к социальным установкам и планам. Это сложное образование внутреннего мира ученика, возникающее на стыке ориентационной и побудительной сфер. Речь идет о ценностно-образующем внутреннем механизме личности школьника и феномене ценностей. Двойственная природа ценностей проявляется хотя бы в том, что дидактическим основанием для их формирования служат потребности ребенка, подростка, юноши. Их можно трактовать как побудительные образования. По своим функциям они выступают средством ориентации ученика в мире. Однако это не познавательная и не ценностная, а «переживательная, эмоциональная ориентация. За последнее время все чаще звучит мысль о необходимости принципиального различия ценностей духовных и утилитарных, которые вообще не могут являться «аксиологическими ценностями». Подобная трактовочная пестрота связана прежде всего с неразработанностью вопросов оценочного познания и ценностного переживания. Принципиально иной формой освоения мира является ценностное отражение. Здесь, в отличие от оценочного познания, сама значимость объекта, познаваемого учащимся, выявляется не познавательным путем, а через его переживание. И сам предмет, выступающий как объект ценностного переживания, рассматривается не в его сущностном отвлечении, как это бывает в процессе оценочного познания, а в неповторимом богатстве всех его конкретных свойств и качеств. Проявление ценностного отношения к предмету искусства ощутимо демонстрирует свойственные работе внутренних сил ученика диалектические взаимопереходы познавательных и «переживательных» процессов. Вместе с тем в ценностном отношении эти процессы оказываются слитыми воедино. Однако, как уже говорилось, познавательная сторона в ценностном отношении играет подчиненную роль.