LEFT SIDEBAR PAGE

Издательство книг

БЛАГОДАТНЫЙ СВЕТ Концерт американского органиста Дугласа Кливленда, состоявшийся 23 марта в Малом зале консерватории в рамках Первого московского органного фестиваля, оказался не просто достойным финалом этого мероприятия, но и его кульминационной точкой. Отдельную благодарность за это нужно принести преподавателю кафедры органа и клавесина Консерватории Т. А. Зенаишвили, способствовавшей приглашению музыканта на фестиваль. Признаться, увидев имя Кливленда в программе фестиваля, я отнеслась к нему не без предубеждения: до сего времени мне не приходилось сталкиваться с воспитанниками американской органной школы, и она представлялась вторичной по отношению к школам европейским, не имеющей собственного лица. Тем не менее, в профессиональном мастерстве этого органиста учащиеся Мерзляковского училища и студенты консерватории смогли убедиться уже на мастер-классе, который Кливленд (кстати, совершенно безвозмездно) дал в Малом зале накануне своего концерта. Делая точные и краткие замечания относительно туше, фразировки, педальной техники и других составляющих органной школы, Кливленд (тот случай, когда часть больше целого) высказал и свое художественное кредо, заключающееся в умении читать нотный текст, пользуясь любыми ассоциациями, и выявлять их исполнительскими средствами. Из его почти элементарных «технических» советов вырисовывался облик умного и чуткого музыканта и учителя (Кливленд преподает в университете штата Иллинойс). Среди изредка посещающих нас зарубежных гостей приятно было встретить человека, говорящего не о музыке, а на языке музыки — без всякого апломба и претензии на провозвестничество истины. Чрезвычайно ценно было услышать из его уст подтверждение своих соображений, какими бы прикладными и маловажными они ни казались. Высочайшая культура отношения к инструменту, острое и живое ощущение стиля — так в самых общих чертах можно было бы определить исполнительскую индивидуальность Дугласа Кливленда. Мало у кого даже из приезжавших к нам знаменитостей наблюдали мы такую свободу владения инструментом и естественность поведения за ним. Программа была составлена большей частью из произведений И.С.