LEFT SIDEBAR PAGE

сфера цифровых технологий в экономике

Звучащая эпоха В конце октября в Большом зале консерватории прошел второй авторский вечер Народного артиста России профессора А.А.Николаева, посвященный семидесятилетию композитора. Если весной в Малом зале звучала камерная музыка, то в осеннем концерте были исполнены симфонические произведения автора. Видимо не случайно первыми в программе вечера было произведение, связанное с театром — Симфонические картины из оперы «Последние дни» по одноименной пьесе М.Булгакова, раскрывающей трагедию гибели А. С. Пушкина. Сама опера «Последние дни» (1986) — явление достаточно необычное. В соответствии с пьесой, Пушкин как действующее лицо здесь отсутствует. Последние дни поэта показаны через события, происходящие в его «близком» и «далеком» окружении, причем враги поэта в большинстве своем лишаются индивидуальных характеристик, превращаясь, по воле композитора, в образы-маски. Это позволяет через индивидуальную судьбу великого поэта осветить масштабную тему — отношения Художника и Мира. В Симфонических картинах, музыка, отделившись от смысловой конкретности слов, становится еще более многозначной: пять частей («Вьюга», «Высочайший надзор», «На балу», «Сплетни», «Отпевание. Последний путь») описывают некий жизненный цикл, начинающийся и заканчивающийся дорогой. Студенческий оркестр консерватории под руководством Леонида Николаева артистично и точно сумел передать как фило- софско-элегический, а порой и трагический характер крайних частей, где даже картинно-описательные моменты несут в себе тревогу, так и атмосферу гротесковой карнавальности средних, когда на авансцену выходит фантастический мир масок. К слову, все это карнавальное действо основано на одной теме-хамелеоне. От части к части она изменяет свой «жанровый костюм» до неузнаваемости: в «Высочайшем надзоре» это марш, «На балу» — светский вальс, в «Сплетнях» — напористый, пошловатый галоп. И публика оценила этот «музыкальный театр»: после каждой части звучали продолжительные аплодисменты.